Рассказывает Марина Слинькова, психолог Центра Системной семейной терапии.

Подростки в силу своего максимализма склонны называть любовью все. Но любовь — это зрелое чувство, основанное на реалистичных ожиданиях в отношении другой личности. Подросткам оно в принципе не свойственно.
Марина Слинькова Семейный психолог, ведущая тренингов для подростков и их родителей

Что пугает родителей

Влюбленность — это сильное, яркое чувство, способное целиком овладевать человеком. Еще вчера ваш ребенок мог учиться, имел какие-то цели, увлечения. А теперь он закрывается в комнате, бесконечно разговаривает и переписывается с кем-то, больше времени проводит вне дома или лежит на диване и ни на что не реагирует...

Влюбленность — чувство эгоистичное. Эмоции, которые кипят в подростке, для него гораздо важнее, чем сам объект симпатии. Только за месяц может смениться несколько возлюбленных — и каждый раз будет считаться, что это всерьез и надолго. Настроение вашего мальчика или девочки в период влюбленности можно сравнить с американскими горками. Трудное время для родителей: их просто перестают слышать. К тому же вы впервые в жизни понимаете, что ваш ребенок отдельно от вас может быть совершенно счастлив. Или (в случае безответной любви) абсолютно несчастен, несмотря на всю вашу заботу. Не всем просто такое принять.

Все, что вы можете сделать для него, это быть рядом и выдерживать эмоционально его переживания, не обесценивая их. Ну и невзначай, безотносительно к его конкретной страсти, подбрасывать информацию для размышления.

 Влюбленность или дружба

Бывает, у ребенка давние «парные» отношения, а он называет их «просто дружбой». А бывает наоборот: все общение сводится к отслеживанию объекта в соцсетях или сидению за одной партой, но ваш подросток рассказывает о «своей девушке» или «своем парне». Не то что вам, ему самому-то тяжело разобраться в собственных переживаниях. Давайте подойдем к вопросу чисто формально. Дружба и влюбленность — что у них общего?

Эмоциональное притяжение. Нам приятно быть в одном пространстве, видеть другого, ценить время, проведенное вместе — будь то друг или возлюбленный.

Доверие. Делиться своими мечтами, мыслями, планами, рассчитывать на ответное откровение — естественно и с друзьями, и с любимым человеком.

Уважение. Дружба и любовь предполагает, что отношения построены на взаимном уважении.

Поддержка. Мы рассчитываем на нее и ждем от друзей и любящих людей. И сами готовы ее оказать.

Чем влюбленность отличается от дружбы? Казалось бы ответ прост — секс. На самом деле существует и «секс по дружбе», и целомудренная влюбленность — об этом мы еще поговорим. Отличить друга от «моей девушки» позволяют более глубинные, психологические сюжеты:

Общие цели. Друзья делятся каждый своими планами, а вот влюбленные непременно вместе их строят и включают в них друг друга.

Время и внимание. Стремление быть вместе каждую свободную минуту и дарить внимание друг другу, этого никогда не встретить даже в самой крепкой дружбе.

Позитивные иллюзии. Влюбляясь, мы перестаем воспринимать реально своего избранника, его негативные качества будто исчезают. Если кто-то говорит о недостатках избранника, то это невыносимо слышать влюбленному.

Это важно обсуждать с вашими детьми.

Те же и секс

Если вы внезапно застали своего подростка, целующимся в подъезде, вас может охватывать паника: что же дальше? Скорее всего, ничего.

Если мы говорим о подростках 11-14 лет, то секс в этом возрасте — редкое явление. Первая эякуляция у мальчиков в норме происходит в 12-13 лет, менархе у девочек — в 11-12 лет. То есть чисто физически раньше они не способны к сексу и не заинтересованы в нем. Что, конечно, не исключает некоторых поведенческих особенностей.

Мы уже говорили здесь, что девочки-подростки пугаются изменений, происходящих в их собственном теле. Но в то же время они стремятся заявить об этих изменениях — это выражается в нападках на мальчиков, неловком, неумелом, иногда пугающе навязчивом кокетстве. Мальчики же, еще оставаясь детьми без признаков полового созревания, сами пристают к девочкам, пытаясь прикоснуться, отпуская разнообразные шуточки, или же нарочито выстраивают очень дистантные (строго учебные или подчеркнуто дружеские) отношения. В 11-12 лет рассогласованность в общении между девочками и мальчиками достигает максимума.

А вот в 13-14 лет те и другие начинают прилагать усилия для выстраивания отношений с противоположным полом. В паре подросток учится правильно общаться: не только говорить о себе, но и интересоваться партнером, давать ему возможность рассказать о себе; искать баланс и не перегружать своими жизненными трудностями; говорить о своих чувствах, а не только о событиях и происшествиях; не набрасываться с поцелуями, а плавно переходить от беседы к поцелуям.

В 14-17 лет у подростков уже есть необходимые теоретические знания, естественное любопытство и потребность утвердиться в роли взрослых. К тому же у юношей сильное сексуальное влечение, у девушек — желание убедиться в своей женской привлекательности и силе. И совокупность этих факторов, даже без влюбленности, может подвигнуть их к сексуальному дебюту. Вы можете не одобрять это. Но делать вид, что такого не существует — глупо. Вот почему с подростками надо говорить о сексе и контрацепции еще до наступления половой зрелости.

Стадии либидо

И родителям, и подросткам надо понимать, что все перечисленные возрастные этапы соответствуют стадиям формирования либидо: романтической, эротической и сексуальной. Каждая важна по-своему.

Романтическая сопровождается удивительно яркими, острыми, ни с чем несравнимыми чувствами. Юноши в своих фантазиях совершают подвиги, чтобы привлечь внимание возлюбленной, а еще лучше — спасают ее и тем самым завоевывают. Девушки в мечтах рисуют себя желанной, нежной, трепетной, а своего героя бескорыстным, заботливым и терпеливым. Все это поднимает влечение до высоты Истинной Любви.

Эротическая стадия формирования либидо знаменуется возрастающей тягой к физическому сближению: нежные прикосновения, поцелуи, объятия. Эта фаза у юношей быстро сменяется потребностью в прямом сексуальном контакте, но важна тем, что учит замечать чувственный отклик партнерши на ласки. Для девушек очень важно пробуждение чувственного отклика: у них эмоции преобладают над процессами возбуждения, они довольно долго способны «любить без секса».

Сексуальная — завершающая стадия в формировании либидо. Если предыдущие стадии не были пройдены, то во взрослом возрасте могут возникнуть сложности в сексуальных и партнерских отношениях из-за отсутствия навыков саморегуляции, опыта наблюдения за чувственным откликом партнера — не происходит сочетания физической близости с психологической.

Что делать родителям

Первая любовь ребенка — это, пожалуй, один из самых сложных этапов в ваших отношениях. С одной стороны, вы прекрасно понимаете, что подросток и в обычной ситуации не склонен прислушиваться к родительским нотациям, а уж попытка обесценить чувства или «очернить образ» возлюбленного и вовсе подорвет ваши отношения. С другой, вы хотите уберечь от опасности… Что же делать?

Установите границы. Взаимное уважение границ — это основа человеческих отношений. Нет границ — не будет безопасности и развития. В первую очередь надо оговорить время возвращения домой. Для подростка ощущение контроля и опеки имеет значение не только практическое, но и психологическое: он чувствует стабильность своей жизни, ощущает прочность родительской позиции. Если предусмотрены последствия при нарушении, то они должны наступить. Да, он протестует, сопротивляется, угрожает не пойти в школу — сохраняйте твердость и спокойствие (пусть видимое), не кричите.

Те самые ограничения, которые вы для него создаете, помогут ему  уклониться от сомнительных действий, свалив все на вас: есть договоренность с предками приходить не позднее 22.00, не употреблять алкоголь и наркотики.

А со временем вам придется обсуждать, можно ли оставлять девушку (юношу) на ночь, можно ли им на два дня уехать на турбазу. Для того чтобы получить больше свободы, подросток должен завоевать доверие родителей, то есть выполнять их требования и собственные обещания. Расширение свободы наступает как следствие вашего доверия к нему — и эту связь надо озвучивать, подчеркивать.

Быть рядом. Это тоже про границы, когда вы поймете, что ваш ребенок влюблен, вам захочется услышать, увидеть, но остановитесь! В эту зону без приглашения не стоит врываться. Можете предложить ему поделиться с вами переживаниями, но оставьте выбор за ним. Уважайте его уже личную жизнь.

Предлагать помощь. Когда он счастлив, он обойдется и без вас. Но  вот если ребенок переживает безответную любовь или разрыв отношений, вы должны предоставить ему возможность вдоволь погоревать. Попробуйте мягко объяснить, что отказ во взаимности вовсе не означает, что с ним что-то не то: все люди разные, их чувства далеко не всегда совпадают. Если вы почувствуете, что контакт с ребенком у вас есть, то можно поделиться своим опытом, но не пытайтесь сравнивать свои ситуации и его. Любая совместная деятельность — спорт, путешествие, прогулка, творчество — поможет постепенно расширить схлопнувшийся мир подростка.