Сомнения на этот счет могут быть разные. В основном, возрастные и гендерные. Сначала вы думаете: «А не слишком ли он мал, чтобы раскладывать вещи по полочкам», а потом: «Не слишком ли он взрослый, чтобы доставать его своими поучениями». Метания на тему «может ли мальчик самостоятельно донести носки до стиральной машины» и «должна ли наша фея-принцесса заниматься чисткой ботинок или духовки» отнюдь не облегчают жизнь трудящейся матери семейства.

С какого возраста и каким образом вовлекать детей в домашнее хозяйство, расскажут психологи Центра системной семейной терапии.

Как приучить дошкольника к порядку: 5 важных правил

Вовлекаем дошкольника
Вовлекаем дошкольника

Если вы привели в идеальное состояние свою комнату и предъявили эту красоту домашним, то теперь можете призвать к порядку и детей. Ребенок может оказывать вам полноценное содействие уже лет с четырех. Нужно только не забывать 5 пунктов кодекса о детском труде на благо семьи.

Ирина Петрова Психолог Центра Системной семейной терапии
  1. Ешьте слона по частям. Просто сказать дошкольнику: «Убери!» — недостаточно. Дети, как правило, просто не представляют, с чего начать уборку в комнате. Беспорядок кажется им настоящей катастрофой. Разбейте уборочные работы на мелкие задачи, тогда процесс пойдет намного быстрее. Подскажите ребенку последовательность действий: «Убери машинку под кровать, потом книжки верни на полку. А сейчас сложи кубики в коробку». Кроме того, покажите ребенку, что находится на своем месте, чтобы он сосредоточился только на тех вещах, которые действительно создают беспорядок.
  2. Упростите задачу. Дошкольнику трудно понять, почему у каждой вещи должно быть свое место. Почему кубики должны лежать в коробке, а не на ковре? И куда положить эту коробку? Чтобы упростить ребенку задачу, купите или сделайте яркие контейнеры и стеллажи, подходящие под рост малыша. Пусть он сам выберет, где будет лежать конструктор, а где мягкие игрушки. Вместе вырежьте из журналов картинки, изображающие содержимое ящиков, смастерите этикетки на все ящики и коробки. Под картинкой большими буквами можно написать и название предметов — ребенок заодно подучит буквы.
  3. Разбейте процесс на музыкальные фрагменты. Уборка может отнять у ребенка много времени, ведь соблазн увлечься игрой очень велик. Однако даже если ребенку пора ужинать или ложиться спать, удержитесь от желания ускорить процесс упреками или помощью. Предложите ребенку выполнять хозяйственные поручения под любимые песенки: собрать тарелки со стола — под одну, вытереть чашки — под другую, разложить по местам ложки — под третью. Это поможет ему ориентироваться во времени и выполнить работу быстрее.
  4. Устройте соревнование. Предложите ребенку убираться наперегонки, поставив будильник или кухонный таймер, например, на десять минут. Кто быстрее: мама вымоет посуду или дочка разложит одежду по полочкам?
  5. Не требуйте совершенства. Порядок — условная величина. Определите условия порядка в детской комнате. Игрушки, например, не должны валяться на полу, карандаши должны стоять в стаканчике, а одежда — лежать в шкафу. Прежде всего, требуйте выполнения этих условий, но не забывайте, что ребенок дошкольного возраста никогда не сможет навести порядок так же хорошо, как взрослые.

 Уборка и учеба — что общего?

Уборка и учеба: что общего
Уборка и учеба: что общего

Пока вы рассуждаете, не будет ли участие в домашних делах отвлекать ребенка от учебы, психологи утверждают: уборка для учебы полезна.

Марина Слинькова Психолог Центра Системной семейной терапии

Какие навыки нужны ребенку, чтобы хорошо учиться? Абсолютно те же, что и для уборки. 

  • Младшие школьники уже способны 10-20 минут концентрировать внимание на неинтересных действиях. Но не больше! Стоит ли удивляться и раздражаться, что уборка периодически прерывается? Поддержите ребенка, поболтайте с ним минут пять, а потом помогите ему вернуться к действиям.
  • Ребенок в 7-10 лет стремится к признанию со стороны взрослых. Поэтому очень важно комментировать результаты его усилий. Если вы делаете акцент на неудачах, то через некоторое время ребенок вполне усвоит, что как бы он ни старался, успешным ему не быть. По завершении уборки сосредоточьтесь на эмоциональном описании успешных моментов.
  • Ребенку важно ощущать себя значимой частью семьи. Хорошо, если родители и дети собираются вместе, обсуждают, а потом распределяют обязанности. Со школьником уже не проходят такие фокусы, как «уберись, а мы потом переделаем». Он прекрасно понимает, что его заставляют заниматься ерундой: мыть пол, который после мама перемоет, пришивать пуговицу, которую мама отпорет и пришьет заново… Ребенку необходимо знать, что его труд принес реальную пользу.
  • Ребенок в 10-11 лет чувствует себя в состоянии справляться с теми же делами, с которыми справляются взрослые люди. Именно к этому возрасту уже все необходимые навыки для организации своих действий должны быть сформированы. Если этого не произошло, то можно прогнозировать сложности как в учебе, так и в уборке.
  • Ребенок старается быть похожим на родителя одного с ним пола. Если вы решили приучить дочь или сына к порядку, то уже не можете сами разбрасывать вещи по квартире. Странно требовать от ребенка то, что сами нарушаете. Лучше, если будет выделен день для еженедельной уборки для всей семьи. Совместное действие сближает и дает общий настрой.